Могу сказать, что мое нынешнее мнение о многих полностью совпадает с мнением тех вот "недалеких". О Набокове, например, вот однозначно. Об "Унесенных ветром".
О себе - Герцен употребил в характеристике Гончаровского "Обломова" неких "невских мокриц", это вот стопроцентно точное мое описание.
Что с одной стороны, возможно, и характеризует меня не лучшим образом, а с другой -
А я вот что хотела сказать-то.
Буквально в последние годы поняла - кончилась массовая классика как средство воспитания чего бы там ни было.
Действительно, вот именно сейчас "Анна Каренина" воспринимается даже мною так же, как критиками в 1878 году - "Мелодраматическая дребедень, в духе старых французских романов, расточается по поводу заурядных амуров великосветского хлыща и петербургской чиновницы, любительницы аксельбантов."
Мы стали настолько другие, что пусть наши бухгалтерши еще и следуют советам Космополитена и Ермаковой "одеваться девачкой - безотказный способ понравиться мущщине", но их дочки уже гораздо менее заморочены на ловле этих самых мущщин.
Уже столько женщин понимает, что не стоит жить так, чтобы про их воспоминания говорили "Будем откровенны: читать Цветаеву всегда неловко и тягостно."
И впечатляющее количество мужчин не желает, чтобы их характеризовали аналогично Дега - "просто-напросто вуайерист, прячущийся за кулисами и в гримерках артистов и интересующийся только пошлыми и низкими проявлениями женской природы."
Пиздострадания и мазохистские самокопания медленно, но неуклонно выходят из моды. Более того - частенько воспринимаются с недоумением.
Нормальные человеческие отношения - наоборот, становятся у многих приоритетом.
"Вишневый сад", думаю, довольно скоро будет вызывать такие же ощущения, как сейчас - "Бедная Лиза" (недавно специально перечитала, это запредельный пиздец).
Что-то из вечных литературных ценностей, наверное, останется.
Что?
Затрудняюсь с наскоку ответить.
Но убеждена, что школьную программу таки стоит пересмотреть. Хотя бы чтоб освободить место для более актуальных произведений.
Journal information