?

Log in

No account? Create an account

d_v_temnote


маниакально-депрессивная территория. заразно.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Тематический доклад
d_v_temnote
Буквально на днях закончила читать светоча русской литературы Л. Н. Толстого - "В чем моя вера" и "Царство божие внутри вас". О чем и докладываю.


Поразил стиль изложения в упомянутых трудах - понятно, если бы Лев Николаевич вечерком сел и решил зафиксировать поток мыслей в своем бложике. Но, учитывая многолетнее изучение освещаемого вопроса и то, что оба произведения являются фактически манифестами, стиль действительно озадачивает. Структура текста такова, что мысль автора мечется взад-вперед, то повторяя одно и то же, то, вроде как разбежавшись для полета, вдруг ставит жирную точку и переходит к следующему вопросу. Напоминает американские поучительные книжки - на 150-й странице вы читаете сакраментальное "так вот я понял, что нужно делать", после чего заново пересказывается весь текст, начиная с восемнадцатой. Ну и как истинный гуру, ЛН не дает никаких конкретных ответов на те вопросы, которые задавали ему его же сторонники.

Сообщаю, о чем вообще речь.
В свое время ЛН был озарен мыслью, что христиане - и не христиане вовсе, ибо не соблюдают заповеди Христа. Понятно, что это и для нас не новость, и тогда это не было открытием для общества. За что же церковь так жестко отпинала одного из самых верующих людей того времени? Дело в том, что помимо осуждения церкви за извращение учения Христа, особенно ЛН напирал на необходимость "непротивления злу насилием", ибо зло порождает только зло. С его т.з., соблюдение заповеди непротивления подразумевало не только "не ходить в армию", но и, к примеру, неучастие в судах (в том числе в качестве истца), неуплату податей (ибо нельзя быть уверенным, что они идут на благое дело) и т.д..  Само собой, при таком раскладе и государство расценивается как инструмент насилия, что никак не могло быть одобрено ни тогда, ни сейчас.

Когда ЛН рассматривает закон божий в противовес мирским законам, то, на мой взгляд, даже самая топорно устроенная личность не может устоять и не проникнуться. Не зря ЛН был автором множества поучительных притчей и детских книжек, и в своих серьезных размышлениях он так же приводит простые и ясные примеры, не требующие дополнительных разъяснений, а вполне самодостаточные для естественных выводов.
Но как только речь заходит о практическом исполнении заповедей, то автором приводятся воистину удивительные аргументы в защиту "естественности" и простоты их соблюдения:
"Придут неприятели: немцы, турки, дикари, и, если вы не будете воевать, они перебьют вас. Это неправда. Если бы было общество христиан, не делающих никому зла и отдающих весь излишек своего труда другим людям, никакие неприятели -- ни немцы, ни турки, ни дикие -- не стали бы убивать или мучить таких людей. Они брали бы себе все то, что и так отдавали бы эти люди, для которых нет различия между русским, немцем, турком или дикарем."

"Но не неприятели, а свои же злые люди нападут на семью христианина и, если он не будет защищаться, оберут, измучают и убьют его и его близких. Это опять несправедливо. Если все члены семьи -- христиане и потому полагают свою жизнь в служении другим, то не найдется такого безумного человека, который лишил бы пропитания или убил бы тех людей, которые служат ему."

"При теперешнем устройстве мира люди, не исполняющие законов Христа, но трудящиеся для ближнего, не имея собственности, не умирают от голода. Как же возражать против учения Христа, что исполняющие его учение, то есть трудящиеся для ближнего, умрут от голода? Человек не может умереть от голода, когда есть хлеб у богатого. В России в каждую данную минуту есть всегда миллионы людей, живущих без всякой собственности, только трудом своим.
Среди язычников христианин будет точно так же обеспечен, как и среди христиан. Он работает на других, следовательно он нужен им, и потому его будут кормить. Собаку, которая нужна, и ту кормят и берегут; как же не кормить и не беречь человека, который всем нужен? Но больной человек, человек с семейством, с детьми не нужен, не может работать, -- и его перестают кормить, скажут те, которым непременно хочется доказать справедливость зверской жизни. Они скажут это, они и говорят это, и сами не видят того, что они сами, говорящие это, и желали бы поступить так, да не могут и поступают совсем иначе. Эти самые люди, те, которые не признают приложимости учения Христа, -- исполняют его. Они не перестают кормить овцу, быка, собаку, которая заболеет. Они даже старую лошадь не убивают, а дают ей по силам работу; они кормят семейство, ягнят, поросят, щенят, ожидая от них пользы; так как же они не будут кормить нужного человека, когда он заболеет, и как же не найдут посильной работы старому и малому, и как же не станут выращивать людей, которые будут на них же работать?"


Ей-богу, создается впечатление, что ЛН жил в каком-то другом мире, где нет ни нищеты, ни злобы, где все люди руководствуются похвальными разумными помыслами, где во время войны если и убивают мирного жителя, то только в случае, ежели этот мирный житель не вполне покорен своей доле. Но ведь нет, и он пишет об этом, приводя довольно много примеров "натуральной" жизни и заключая их словами типа "Могут быть угнетения, побои, тюрьмы, казни, не имеющие целью преимущества богатых классов (хотя это очень редко), но смело можно сказать, что в нашем обществе, где на каждого достаточного, по-господски живущего человека приходится 10 измученных работой, завистливых, жадных и часто прямо с своими семьями страдающих рабочих, все преимущества богатых, вся роскошь их, всё то, чем лишним пользуются богатые против среднего рабочего, всё это приобретено и поддерживаемо только истязаниями, заключениями, казнями."
Как это соотносится с "Собаку, которая нужна, и ту кормят и берегут; как же не кормить и не беречь человека, который всем нужен?"?

"Я вижу, что известный мне разбойник преследует девушку, у меня в руке ружье -- я убиваю разбойника, спасаю девушку, но смерть или поранение разбойника совершилось наверное; то же, что бы произошло, если бы этого не было, мне неизвестно. "
Что это значит? Не нужно защищать девушку, ибо неизвестно заранее - убили бы ее или только изнасиловали? Что бы сделал конкретно ЛН, когда бы дожил до славного 1917-го и в спальню к его детям ломилась бы толпа с вилами?

Все эти внутренние разногласия автора в сочетании с невозможностью получения ответа на вопрос - "а как жить-то?", на мой взгляд, сильно проваливает саму идею донесения мысли о преимуществах "истинно христианской жизни" как средства достижения всеобщего мира и идеального мироустройства. Ведь одно дело - "иметь истину в сердце своем", а другое - родить ребенка и забить на его обеспечение, ибо "посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, не житниц, и Бог питает их (...) Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но, говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них". Одно дело - верить, что зло умножает зло и не причинять его людям, а другое - отпустить с миром какого-нибудь педофила, ведь "с завтрашнего дня этот человек мог перестать быть опасным и заключение его напрасно".

У меня много вопросов к христианству, как и к любой другой религии. И я не рассматриваю христианство и "закон божий" как то, чему я могу и должна следовать. Но теория невозможности уничтожения зла через зло для меня неоспорима. Злом я могу остановить злое действие, но не уничтожить зло. Я могу дать по морде гопнику, выслать в колонию насильника, но этим я только ограничу проявление зла, само же оно целиком останется и в гопнике, и в насильнике. Можно, конечно, их и вовсе убить, но только дав волю новому злу -  злу убийства.
При этом насилие - неотъемлемая часть нашей жизни, в большей или в меньшей степени, временами увеличивающаяся, временами уменьшающаяся. И мы по обе стороны этого насилия. Что, конечно, при исповедовании непротивления злу создает весьма существенные сложности, ежели ты не в монастыре или не в ясной поляне.
Нельзя сказать, что я надеялась получить в трудах ЛН руководство типа "Бог - инструкция по применению", но, каюсь, лелеяла мысль, что уж этот-то человечище нашел решение практических проблем следования в реальной жизни заповеди непротивления злу, как наиболее интересующей меня. Но, к сожалению, увы и ах.
Метки:

promo d_v_temnote march 15, 2010 23:07 5
Buy for 10 000 tokens
Я, как истовый поклонник телесно-ориентированной психотерапии, немного понимаю, что говорит тело. Сначала это было увлекательно, теперь - ужасает. Когда я впервые поглощала "Секс, любовь и сердце" Лоуэна (да упокой господь его душу), на меня вдруг накатило: то, что огромное, подавляющее…

  • 1
Если честно, него и в художественных произведениях чувствуется некое психическое заболевание. А тут вообще похоже на впадение в детство.

И непротивление злу может нести зло... Толстой, "найдя истину", разрушил семейное счастье своей жены и рассорился со своими детьми, то есть причинил несомненное зло своим самым близким людям.
Противостояние зла и добра, видимо, такое же неотъемлемое свойство человеческого бытия, как рождение и смерть.

"Только во тьме свет, только в молчании слово..."

Чем же еще можно сопротивляться злу, как не насилием?
Только угрозой применения такого насилия, я думаю.
Так, например, грабитель не полезет в дом, где по двору гуляет стайка ротвейлеров.
Или педофил не станет насиловать компанию четырнадцатилетних гопников.
В обоих случаях сопротивления злу насилием не произошло, но насилие над волей злодея совершил его же здравый смысл.

Edited at 2013-05-05 15:27 (UTC)

Въ слишком торопитесь. Непротивление злу очень базиснъй закон. Зло невозможно победить злом. Ето порождает бесконечнъй паттерн - меня ударяют, я ударяю, меня ударяют, я ударяю, я лично проходила упражнение 100 тъсяч раз. Грубъй вариант войнъ - Монтеки, Каппулети так однозначно схваченнъй Шекспиром. Вот вам следующая ступень. Зло существует - Факт. Зачем мироздание создало зло. Я не знаю. Что есть - я. Мое тело, моя жена, мои дети моя семья, моя нация, моя земля, моя вселенная. Когда понимание того что тъ неотлемленная часть всего существующего удяряет кирпичом в разумность наступает период тотальной дезориентации. Проблема находиться в слишком базисной точке. В точке собственого осознания и самоопределения. Так как въ живете в несовершенном мире, чья цель вам неясна надо начинать с самой базисной точки.
Я.
Кто я.
Кто ко мне ближе чем другие.
Почему.
Все зло произходит от незнания последствий своих действий, непонимания самого себя и своих нужд и непонимания, что тъ связан со всем существующим. Как решается проблема на практике - ну вот въ просъпаетесь и решаете. И так каждъй день. И вам до хрена как проблему решал граф. Его уже нет. Хотя бъ в том формате в которъм въ его читаете. Въ усовершенствованное решение проблемъ, которую когда-то решал граф. Сейчас мироздание решет проблему вами. Зачем мирозданию вообще ето нужно. Откуда мне знать. Сам факт, что вас волнует проблематика зла и добра достаточно показательна. Вас уже не волнует настолько проблема въживания, наколько проблематика зла и добра. Я вас поздравляю. Меня тоже волнует. Больше мне нечего добавить. Извините за Русскийй, но у меня 3 езъковъх клавиатуръ подрались между собой, и в результате такой вот компромисс.

Если вашего ребенка изобьют или ограбят - будете ли вы считать обидчика частью своей вселенной и руководствоваться принципом непротивления злу?

Зло - это по сути столкновение интересов. Пока люди отличаются друг от друга, а не являются идентичными клонами, столкновение интересов неизбежно, значит неизбежно и зло.

Люди не клонъ и никогда ими не будут. Существует понятие емпатия. К сожалению оно очень слабо развито в людях все еще - эмпатия ето свойство понимать другого человека. Вся вселенная ваша, независимо от того считаете въ ее вашей или нет. Свободный выбор воли в данном случае иллюзия. Если человек избивает или грабит ребенка, он до понимания вселенной не дорос. Возможно в етой жизни не дорастет вообще, и не надо его сразу обвинять, кода он был ребенком его никто не учил, что он часть всего - в него закладывали зло и агрессию, систематично и день за днем. Конечно же вы защитите себя, ребенка и семью. Непротивление злу процесс. Он длится веками. Процесс синхронизации всей вселенной. В вашей личной жизни каждый день въ совершаете множество выборов. Ето часть вашего личного процесса. Не надо сидеть и думать - что я сделаю если побьют моего ребенка. Сам процесс думания на ету тему - создает убеждение, рано или поздно ето зло случится. Так вы создаете ваше личное кошмарное будущее. Фантазия рано или поздно превращается в реальность. Если его бьют в данный момент - реагируйте. Если бьют систематично ищите выход. Въ просто не в состоянии нести всю ответственность за поступки всех. Непротивление злу - ето ваша личная задача. Могу ли я выйти из ситуации не отреагировав агрессией на агрессию? Если могу - замечательно. Если нет, в следующий раз получится лучше. Посидите в тишине и представьте будущее где вашего ребенка не бьют. Потом снова и снова и снова и снова.

Спасибо, повеселили )))
Представлю-ка я себе пару миллиончиков долларов. Или лучше евро, как вы считаете?

а вам ето важно? если да, занимайтесь добыванием денег, есть множество способов. Зачем тогда рассуждать о непротивлению злу, если тема денег важнее. въ просто теряете время.

Я устроена все-таки посложнее, чем карманный калькулятор, поэтому могу выполнять несколько задач одновременно, например, добывать деньги и рассуждать о душевных метаниях Льва Толстого, а попутно прикидывать, каких продуктов прикупить на ужин. А вы разве так не можете?

Толстой продвинулся очень глубоко в своих духовных поисках. Но это не значит, что у него можно найти все ответы.
Для начала нужно подумать, что произошло в Эдеме. Один из ангелов противопоставил себя Богу и поставил под сомнение его право управлять людьми. Адам и Ева поддержали этого ангела и решили самостоятельно устанавливать для себя, что есть добро и зло. Бог дал всем троим время на этот, грубо говоря, эксперимент. Мог бы Он уничтожить эту троицу и начать все сначала? Конечно. Но мы же не убиваем своих детей за ошибки...

Итак, в результате имеем правителем этого мира Сатану (в переводе Противник) - (2 Коринф.4:4, 1Ин.5:19 и проч.). Поэтому оставаться верным Богу и его заповедям в этом мире очень сложно, но возможно. Каким образом возможно?

B `формуле крещения из Мат. 28:19 есть слова: «во имя святого духа». Это очень важные слова, которые часто недопонимают. Как видно из Деян. 19:2, в первом веке многие разуверились в святом духе, если не в его существовании, то в его действии. Но крестившись, человек признает существование и действие этого духа. Он также признает, что святой дух не кончился в конце первого века, когда прекратились чудеса, но продолжает действовать и поныне, действовать на этого самого человека. Святой дух Бога сегодня тот же, что и две тысячи лет назад. Только со святым духом учение Христа может превратиться из буквы в дело, обрести реальные очертания. Это может только святой дух и никакая другая сила во вселенной. А значит, христианство по-прежнему может быть живым, действующим, светящимся и побеждающим мир.

Один немаловажный момент - христиан не может быть много. В любой стране их меньше одного процента. Признаки христиан и их поведение в различных ситуациях (в т.ч. сложных) подробно расписаны в Библии.


У меня дополнение к своему предыдущему выступлению. Искоренить зло непротивлением действительно невозможно. Его можно как-то сгладить своим кротким и добрым поведением, и то не всегда. Бог сказал, что в свой "великий и страшный день" - Судный День сам искоренит зло.

Мир на земле будет установлен не усилиями людей, а с помощью Царства Бога — небесного правительства под руководством Христа Иисуса. Вот что говорится в Библии об этой надежде.

1. Прекратив «войны до края земли», Бог исполнит свое обещание установить «мир на земле среди людей, к которым он благосклонен» (Псалом 46:9; Луки 2:14).

2. Царство Бога будет править над всей землей с небес (Даниил 7:14). Как мировое правительство, оно уничтожит национализм — причину многих конфликтов.

3. Иисус, Правитель Царства Бога, назван «Князем мира». Он обеспечит «мир [которому] не будет конца» (Исаия 9:6, 7).

4. Людям, которые намерены и дальше воевать, не будет позволено жить под правлением Царства, поскольку «всякого, любящего насилие, ненавидит... душа [Бога]» (Псалом 11:5; Притчи 2:22).

5. Бог учит своих подданных тому, как жить в мире. В Библии описываются результаты такого обучения: «Они перекуют свои мечи на лемеха и копья на садовые ножи. Народ не поднимет меча на народ, и не будут больше учиться воевать» (Исаия 2:3, 4).

практически-это, наверное, у ганди...

  • 1