Нижеприведенный текст - кусочек предисловия к одному из известнейших романов прошлого века. Обычно предисловия - это какая-то редкостная херня, поток сознания, обусловленный тягостным обстоятельством, что сказать, в сущности, нечего, а надо, напоминающий мне статьи из гламурных журналов типа "жаккард - необычный обивочный материал. Это детище капризной и изменчивой моды...". Короче, нетипичный случай, когда предисловие не только можно, но и стоит прочитать.
Во-первых, конечно, интересно, угадает ли кто сам роман. Имхо, эта вещь входит в список обязательных к прочтению книг - несмотря на то, что сам сюжет крайне слаб, идея невероятно хороша. В моем списке она стоит рядом еще с двумя вещами подобного рода. Кстати, если кто угадает - может подумать заодно и на тему, какие книги "соседние".
Во-вторых, это к вопросу о пользе чтения, не чтива. Польза от чтения определяется просто. Если чтение вызывает раздумья, то есть польза. Не мысли, типа "а вот если бы Прокопенко спрятал бабло не на яхте, а в огороде, то его бы не нашли", а именно размышления. Размышления приводят к результату - сдвигу в сознании. Отдаленная же польза заключается в развитии навыка самостоятельного мышления, способности к аналитике и объективному суждению. И, как следствие - формирование не просто человека, а личности.
В-третьих, у автора предисловия (и самого романа) практически не было сомнений, что все это безобразие не просто неизбежно "когда-то случится", а уже к моменту написания книги (1932 г) некоторые страны добились первых уверенных успехов.
****************************************
"Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый.
Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность -- это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических
боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.
Задача воспитания в них этой любви возложена в нынешних тоталитарных государствах на министерства пропаганды, на редакторов газет и на школьных учителей. Но методы их все еще грубы и ненаучны. Старое утверждение иезуитов, будто каждый воспитанный ими ребенок навсегда сохранит внедренные в него религиозные взгляды, было всего лишь похвальбой. А современный педагог, пожалуй, намного слабей в деле привития своим ученикам условных рефлексов, чем преподобные отцы, воспитавшие Вольтера. Наибольшие триумфы пропаганды достигнуты не путем внедрения, а путем умолчания. Велика сила правды, но еще могущественнее, с практической точки зрения, умолчание правды. Просто-напросто замалчивая определенные темы, отгораживая массы "железным занавесом" (как выразился м-р Черчилль) от тех фактов или аргументов, которые рассматриваются местными политическими боссами как нежелательные, тоталитаристские пропагандисты влияют на мнения гораздо действеннее, чем с помощью самых красноречивых обличении, самых убедительных логических опровержений.
Но умолчания недостаточно. Чтобы обойтись без преследований, ликвидации и других симптомов социального конфликта, надо позитивные аспекты пропаганды сделать столь же действенными, как и негативные. Самыми важными "манхэттенскими проектами"* грядущего будут грандиозные, организованные правительствами исследования того, что политики и привлеченные к участию научные работники назовут "проблемой счастья", имея в виду проблему привития людям любви к рабству. Однако любовь к рабству недостижима при отсутствии экономической обеспеченности; в целях краткости я делаю здесь допущение, что всемогущей исполнительной власти и ее администраторам удастся разрешить проблему этой постоянной обеспеченности. Но к обеспеченности люди очень быстро привыкают и начинают считать ее в порядке вещей. Достижение обеспеченности -- это лишь внешняя, поверхностная революция. Любовь к рабству может утвердиться только как результат глубинной, внутриличностной революции в людских душах и телах.
Чтобы осуществить эту революцию, нам требуются, в числе прочих, следующие открытия и изобретения.
Во-первых, значительно усовершенствованные методы внушения -- через привитие малым детям условных рефлексов и, для старших возрастов, применение таких лекарственных средств, как скополамин.
Во-вторых, детально разработанная наука о различиях между людьми, которая позволит государственным администраторам определять каждого человека на подходящее ему (или ей) место в общественной и экономической иерархии (Люди неприкаянные, чувствующие себя не на месте, склонны питать опасные мысли о социальном строе и заражать других своим недовольством).
В-третьих (поскольку люди частенько ощущают нужду в отдыхе от действительности, какой бы утопической она ни была), заменитель алкоголя и других наркотиков, и менее вредный, и дающий большее наслаждение, чем джин или героин.
И в-четвертых (но это будет долговременный проект -- понадобятся многие десятилетия тоталитарного контроля, чтобы успешно выполнить его), надежная система евгеники, предназначенная для того, чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов."
****************************************
Journal information